Птичья болезнь

 

Первая – соколом
Вторая – колом
Третья – мелкими пташечками...

 

...А утром сослуживцы встречают коллегу с помятым лицом и потухшим взором и участливо спрашивают: «Что, болеешь?». «Да, – отвечает страдалец» – птичья болезнь – перепил». «Ну, что же, – сочувственно кивают сослуживцы, – иди подлечись».

Как вы уже догадались, речь идет о самой распространенной в нашей стране «болезни» – состоянии похмелья. На ее масштабы указывает хотя бы тот факт, что потребление спиртных напитков в России в 1992 году, по оценке Московского НИИ психиатрии, достигло 12 – 13 литров чистого алкоголя в год на душу населения. Другими словами, мировая пальма, первенства перешла от самых пьющих стран – Франции и Италии – к России.

Прежде чем приступить к разговору на эту невеселую тему, надо договориться о терминах. Дело в том, что родное и понятное слово «похмелье» в психиатрии и наркологии отсутствует. Вместо него специалисты используют термины: «похмельный синдром», или «алкогольный абстинентный синдром», или «синдром отмены этанола». Последнее не случайно. Наркологи имеют дело с больными алкоголизмом, у которых состояние похмелья отличается некоторыми особенностями.

Алкоголики более тяжело и гораздо дольше страдают после выхода из состояния опьянения, у них выше вероятность таких осложнений, как судорожные приступы и нарушения психики. А кроме того, у здоровых людей в состоянии похмелья возникает отвращение к спиртному, а его прием нередко ухудшает самочувствие. При алкоголизме, напротив, появляется непреодолимое желание опохмелиться, и если удается его осуществить, то наступает чудодейственный целительный эффект. Так что не профессиональный снобизм заставляет наркологов пользоваться специальной терминологией, просто похмелье в бытовом представлении и синдром отмены – явления, как видите, разного порядка.

Вместе с тем механизмы развития и основные проявления физических и душевных страданий, возникающих после опьянения у здоровых людей и у алкоголиков, одинаковы. Их суть в отравлении (интоксикации) этиловым спиртом. Сама по себе умеренная алкогольная интоксикация довольно приятна, а иногда даже полезна. Она улучшает настроение, снимает усталость, уменьшает напряжение и тревогу, повышает коммуникабельность, помогает уснуть и хотя бы на время забыть горести и невзгоды. Было бы просто великолепно, если бы действие алкоголя ограничивалось только этим. Увы, интоксикация этиловым спиртом, как и отравление любым другим ядовитым веществом, сопровождается целым каскадом нарушений на субклеточном, клеточном и соответственно более высоких уровнях физиологической организации.

В фазе интоксикации эти нарушения почти не ощущаются благодаря наркотическому действию алкоголя на центральную нервную систему. Затем, по мере окисления этилового спирта и снижении его концентрации в крови, наркотическое прикрытие ослабевает, и на первый план выступают последствия токсического действия спиртного, сила которых напрямую связана с принятой дозой. Развивается состояние похмелья, или, как принято говорить в токсикологии и экспериментальной наркологии, постинтоксикационный алкогольный синдром.

Вопрос о том, нуждаются ли больные алкоголизмом в период абстиненции в специальной медицинской помощи, решается однозначно – нуждаются. Слишком велик риск развития опасных для жизни осложнений, в первую очередь – алкогольного психоза. Сегодня существует много способов и средств купировать абстиненцию, или, проще говоря, предупредить развитие осложнений, ослабить влечение к спиртному и облегчить состояние больного. Чаше всего применяют комплексную медикаментозную терапию с использованием психотропных средств, витаминов, препаратов, вызывающих гипертермию, иных лекарств. Реже лечат с помощью рефлексотерапии и других технически сложных методов, таких, как гемосорбция, плазмофорез, кранио-церебральная гипотермия и даже гипербарооксигенация. Иногда предлагают и довольно экстравагантные приемы вроде орошения промежности хлористым этилом, быстро охлаждающим кожные покровы.

Впрочем, все это касается тяжелых форм похмелья, возникающих у алкоголиков после длительного периода алкогольной интоксикации, то есть после длительного запоя. Лечением или хотя бы облегчением состояния похмелья у большей, здоровой части человечества медицина не занимается. Более того, среди наркологов бытует представление о том, что купировать банальное похмелье не следует. Большого вреда оно, мол, здоровью не наносит, а возникающие в этот период отвращение к спиртному и чувство вины на какое-то время препятствуют повторным возлияниям, так что риск развития алкогольной болезни невелик. Такое мнение, на мой взгляд, глубоко ошибочно. Прежде всего, богатый народный опыт подсказывает страдальцам: подобное лечи подобным. Поэтому с утра эти несчастные идут подлечиться пивом или чем покрепче, не подозревая, что опохмеление – обязательный этап формирования алкоголизма. Кроме того, любому гражданину нашей державы хорошо известен арсенал средств народной медицины, позволяющих прийти в себя. Это – проверенные веками рассолы, маринады, кислые щи, компоты, соки, кефир, молоко. Более осведомленные пьют по утру напиток «Аметист», кока-колу или появившиеся недавно в уличных ларьках серебристые шарики корейского происхождения под названием «Антиполицай». Другие предпочитают лекарственные средства – аспирин, анальгин, алкозельцер, препараты янтарной кислоты и другие. Однако мало кто знает о вредных последствиях некоторых методов самолечения.

Но прежде чем перейти к этому вопросу, давайте разберемся, что происходит в организме в постинтоксикационный период. Основные неприятности связаны с ядовитым действием метаболита этилового спирта – ацетальдегида, токсичность которого примерно в тысячу раз выше, чем у его предшественника, а также с отравляющим действием самого спирта, других его метаболитов и со снижением окислительно-восстановительной способности печени. Организм обезвоживается, нарушаются системы водно-электролитного баланса, кислотно-щелочного равновесия и нейрогуморальной регуляции. Снижается содержание ионов калия и магния в крови. За счет накопления кислых метаболитов в симпатико-адреналиновой системы развивается ацидоз. Описаны и другие изменения в сфере нейромедиаторной и гормональной регуляции. А все они в целом определяют до боли знакомую клиническую картину постинтоксикационного алкогольного синдрома. Это – подавленность, раздражительность, слабость, быстрая утомляемость, головная боль, потливость, жажда, тошнота, неприятные ощущения в области живота, понос, бледность или, наоборот, покраснение лица и глаз, дрожание рук, боли в области сердца и ощущение перебоев в его работе, повышение артериального давления.

Наиболее опасны в период похмелья нарушения сердечной деятельности. Чаще всего резко увеличивается или уменьшается частота сокращений предсердий, а иногда возникает такое грозное осложнение, как фибрилляция предсердий. Реже встречаются другие разновидности нарушений сердечного ритма, бывает, что снижается сократительная способность желудочков сердца. Сердечные осложнения ведут к увеличению числа госпитализаций после выходных и праздничных дней. В конце семидесятых годов в медицине даже появился термин «синдром праздничного сердца».

Более того, существуют весьма веские основания считать похмельные нарушения сердечной деятельности одной из причин внезапной смерти здоровых людей среднего возраста. Механизм развития и основные проявления постинтоксикационных сердечных осложнений напоминают картину стрессорного поражения сердечной мышцы. Поэтому состояние похмелья можно считать одной из разновидностей стресс-реакции. Теперь вернемся к тому, как следует лечить похмелье. Ясно, что весь комплекс «лечебных» мероприятий должен быть направлен на восполнение недостатка в организме калия, магния и воды, на нормализацию кислотно-щелочного равновесия, на ослабление стресса или, по меньшей мере, на защиту сердца.

Недостаток калия, магния и воды можно с успехом восполнить с помощью рассолов и маринадов овощей, компотов и соков. Сходный эффект даст прием нескольких таблеток препарата «аспаркам» («панангин»), который представляет собой смесь легкоусвояемых солей кальция и магния и широко применяется при нарушениях сердечной деятельности.

Правда, натуральные соки и компоты содержат еще значительное количество микроэлементов и углеводов, способствующих нормализации обмена веществ в печени. Особенно хорошо работают в этой ситуации соки с повышенным содержанием фруктозы, а также мед. Фруктоза увеличивает скорость окисления алкоголя и снижает уровень образования так называемых кетоновых тел – метаболитов, вызывающих ацидоз и сердечные осложнения.

Маринады тоже облегчают состояние похмелья за счет повышенного содержания в них уксусной кислоты, но необходимо помнить, что в больших количествах уксусная кислота и ее соли могут усугубить постинтоксикационное алкогольное поражение сердца.

Разумеется, сильнодействующие лекарственные средства более эффективны. Только вот принимать их самостоятельно, особенно психостимуляторы, дело рискованное. Такие препараты способны усугубить постинтоксикационный стресс и соответственно повлиять на сердце. По той же причине не стоит пить крепкий чай, кофе и кока-колу. А при появлении неприятных ощущений в области сердца, перебоев в его работе или одышки надо немедленно обратиться к врачу. В таких случаях врач обычно назначает лекарственные препараты из группы бета-адреноблокаторов, блокаторов кальциевых каналов или транквилизаторов бензодиазепинового ряда.

В заключение хочу пожелать читателям не болеть по утрам, а если избежать этого невозможно, то придерживаться нескольких простых, проверенных жизнью правил.

Знать свою норму и не переступать за нее. Не принимать ее одномоментно (не пить стаканами). Закусывать, причем чем больше, тем лучше. Если есть выбор, отдать предпочтение сухому вину. Не пить ежедневно, даже маленькими дозами. После крупного возлияния хорошо выспаться. Не опохмеляться!

Эти правила основаны на рекомендациях известного русского психиатра В. М. Бехтерева и нуждаются в небольшом комментарии.

Понятие индивидуальной алкогольной нормы, несмотря на кажущуюся неопределенность, вполне конкретно. Каждый умеренно пьющий человек хорошо знает свои возможности и ту дозу спиртного, после которой он не теряет контроля за ситуацией, за своим поведением и, самое главное, после которой не «болеет» утром. Многие наркологи считают, что индивидуальная норма применительно к водке лежит в диапазоне от ста до двухсот граммов в сутки. Она зависит от массы тела, особенностей систем печени, участвующих в метаболизме спирта, и алкогольной тренированности организма. Хорошая и обильная закуска замедляет всасывание алкоголя и соответственно препятствует быстрому нарастанию его содержания в крови. Того же эффекта можно достигнуть, употребляя крепкие спиртные напитки небольшими порциями по 30 – 50 мл на протяжении нескольких часов. Еще лучше разбавлять крепкие напитки тоником, соками, другими безалкогольными напитками. Или ограничиться сухим вином.

Вы уже поняли, в чем суть этих рекомендаций? Все правильно, надо замедлить нарастание токсических концентраций алкоголя в крови, при которых в печени идет интенсивная наработка ацетальдегида – главного виновника алкоголизма и других прелестей вроде цирроза печени, кардиомиопатии, полиневрита или гипертонии.

И последнее. Можно кривить душой перед окружающими, даже самыми близкими, но нет человека, который в душе не знал бы, можно ли вообще ему пить. Если нельзя, то и бросьте это дело, право, не стоит ради сиюминутного удовольствия рисковать постоянной радостью здорового организма.

 

Доктор медицинских наук

В. П. НУЖНЫЙ

© Химия и Жизнь N12 1993 г.


Читать ещё